+7 (351) 215-23-09


ДЭС

Дизель-электрические станции (ДЭС) применяют в качестве автономного, резервного или аварийного источника электропитания потребителей электроэнергии как в стационарных условиях, так и в передвижных установках (на автомобилях, прицепах, энергопоездах).

Основным элементом передвижных и стационарных ДЭС является дизель-генератор, собранный на общей сварной раме. Первичный двигатель-дизель и генератор, который служит для преобразования механической энергии двигателя в электрическую, соединены между собой жесткой муфтой.

В качестве первичных двигателей в основном применяют бескомпрессорные четырех- и двухтактные дизели мощностью 5—2000 л. е., имеющие частоту вращения 375—1500 об/мин. Типы этих дизелей приведены в табл. 1—3.

Дизели комплектуются синхронными генераторами трехфазного переменного тока, параметры которых приведены в табл. 1—3. Замена генераторов, указанных в этих таблицах, другими, даже имеющими аналогичные параметры, недопустима без согласования с заводом-поставщиком.

Помимо дизель-генератора ДЭС включает в себя:

системы охлаждения дизеля с насосами, баками и трубопроводами;

системы питания топливом дизеля с топливными баками, насосами и трубопроводами;

системы смазки дизеля с масляными баками, масляными радиаторами, насосами и маслопроводами;

системы запуска дизеля с электрическим стартером, аккумуляторной батареей и зарядным генератором или воздушным с баллонами компрессором, пусковыми клапанами и трубопроводами;

системы подогрева дизеля с подогревателями, лампами и змеевиками для подогрева, отопительно- вентиляционными установками;

щиты управления, защиты и сигнализации дизель-генераторов с комплектом соединительных кабелей;

щиты распределения электроэнергии от ДЭС к потребителю;

аккумуляторную батарею с выпрямителями для ее подзаряда, которая служит для запуска дизеля и питания постоянным током схем управления, сигнализации, цепей возбуждения.

Передвижные ДЭС имеют капот или кузов, установленные на автомобильном прицепе или другом средстве передвижения.

Стационарные ДЭС устанавливают и в специально оборудованных передвижных вагонах (энергопоездах).

По назначению ДЭС делят на основные, резервные и аварийные.

Основные применяют в качестве автономных источников электропитания на строительстве, в сельском хозяйстве, на лесозаготовках и т. д., т. е. там, где по тем или иным причинам невозможно или нецелесообразно использование стационарных линий электропередачи.

Резервные используют для замены вышедших из строя основных агрегатов или как резервный источник питания при прекращении подачи электроэнергии от ввода стационарной внешней сети.

Аварийные применяют в больницах, на постах связи и других объектах, для которых недопустим перерыв электропитания. Они в любой момент должны быть готовы принять на себя часть или всю нагрузку в случае исчезновения напряжения на объектах.

По конструктивному исполнению ДЭС делят на стационарные и передвижные.

Стационарные ДЭС предназначены для работы в закрытых помещениях с температурой окружающего воздуха от +8 до +40°С, при этом электроагрегаты обязательно должны быть установлены на фундаменте.

Передвижные ДЭС предназначены для работы на открытом воздухе при температуре от —50 до +40°С, должны иметь защиту от атмосферных воздействий и обеспечивать работу ДЭС в условиях вибрации и тряски. Передвижные ДЭС размещают на автомобильном прицепе, в кузове автомобиля или в закрытом варианте. Типы передвижных ДЭС: с металлическим кожухом (капотом), с капотом на автомобильном прицепе, в кузове автомобильного прицепа или автомобиля.

Различают ДЭС:

по области применения: для линий связи, энергопоездов, строительства, сельского хозяйства и т. д.;

по мощности: малой мощности — до 50 кВт, средней — до 200 кВт и большой - -выше 200 кВт;

по автоматизации: первой, второй или третьей степени автоматизации;

по системе охлаждения дизеля: с воздушной, водо-воздушной (радиаторной) или водо-водяной (двухконтурной).

Кроме того, часто электростанции подразделяются на силовые, осветительные и специального назначения (зарядные, инструментальные и т. д.).