+7 (351) 215-23-09


Действия оперативного персонала при обесточении систем шин 220 кВ и выше

Действия оперативного персонала ЭС, ТЭС, энергоснабжающих компаний при обесточении систем (секций) шин подстанций 220 кВ и выше и ТЭС

1. Действия оперативного персонала при обесточении системы (секции) шин 220 -750 кВ подстанций 220 кВ и выше электроэнергетической системы.

1.1. Действием ДЗШ, АПВ системы (секции) шин не работало.

- По распоряжению диспетчера ЭС, дежурный подстанции включает выключатель линии, которым осуществляется АПВ в соответствии с Приложением № 1.

- При успешном взятии системы (секции) шин под напряжение выключателем линии, по распоряжению диспетчера ЭС дежурный подстанции включает ШСВ (СВ), АТ (Т) и выключатели линейных присоединений.

Если система (секция) шин напряжение не принимает, дежурный подстанции, по распоряжению диспетчера ЭС осматривает все оборудование, находящееся в зоне действия ДЗШ и выводит (локализует) поврежденный элемент.

1.2. Действием ДЗШ, АПВ системы (секции) шин неуспешное.

- По распоряжению диспетчера ЭС дежурный подстанции осматривает все оборудование распредустройства входящее в зону действия ДЗШ.

- При отсутствии видимых признаков повреждения дежурный подстанции по распоряжению диспетчера ЭС включает выключатель линии, которым осуществляется АПВ шин.

- При успешном взятии системы (секции) шин под напряжение выключателем линии, по распоряжению диспетчера ЭС дежурный подстанции включает ШСВ (СВ), АТ (Т).

- По распоряжению диспетчера ЭС дежурный подстанции включает выключатели линий.

- При неуспешном взятии под напряжение системы (секции) шин дежурный подстанции по распоряжению диспетчера ЭС повторно осматривает оборудование распредустройства входящее в зону действия ДЗШ.

Решение о повторной подаче напряжения на систему (секцию) шин принимает главный инженер, зам. главного инженера по оперативной части ЭС.

1.3. Действием ДЗШ с успешным АПВ (АСДАР отсутствует).

- По распоряжению диспетчера ЭС, дежурный подстанции включает ШСВ (СВ), АТ (Т).

- По распоряжению диспетчера ЭС дежурный подстанции включает выключатели линий.

1.4. Действием УРОВ.

- Дежурный подстанции по световым табло ГЩУ и блинкерам защит определяет присоединение с неотключившимся выключателем, предпринимает попытку его доотключения ключем управления с ГЩУ.

- Независимо от положения выключателя, по распоряжению диспетчера ЭС, дежурный подстанции осматривает все оборудование ячейки присоединения неотключившегося выключателя и о результатах осмотра докладывает диспетчеру ЭС.

- При необходимости вывода в ремонт отказавшего выключателя дежурный запрашивает у диспетчера ЭС вывод АПВ или снятие напряжения (при успешном АПВ) с противоположной стороны, проверяет отключенное положение выключателей всех присоединений и отключает шинный разъединитель присоединения вызвавшего работу УРОВ.

- Подать напряжение на обесточенную систему (секцию) шин и включить выключатели всех присоединений в соответствии с п.п.1.1.

1.5. Действием резервных защит прилегающей сети (Отказ в работе

релейной защиты одного из присоединений, отказ в работе ДЗШ,

отказ в работе УРОВ, и т.д.).

- Диспетчера ЭС, МЭС, НСС анализируют работу РЗА и определяют поврежденный элемент эл. сети (ВЛ, тр-р, ТН и т.д.), и локализуют поврежденный элемент (участок) в соответствии с оперативной принадлежностью.

- В соответствии с п.1.1. включают в работу систему (секцию) шин и линии.

2. Действия оперативного персонала при обесточении системы (секции) шин 110 кВ подстанций 220 кВ и выше электроэнергетической системы.

2.1. Действием ДЗШ, АПВ системы (секции) шин не работало.

- По распоряжению диспетчера МЭС дежурный подстанции включает выключатель линии, которым осуществляется АПВ в соответствии с Приложением № 1.

- При успешном взятии системы (секции) шин под напряжение выключателем линии, по распоряжению диспетчера МЭС, дежурный подстанции включает ШСВ (СВ), АТ (Т).

- Диспетчер МЭС сообщает диспетчеру энергоснабжающей компании о готовности системы (секции) шин к включению на нее выключателей линейных присоединений.

- По распоряжению диспетчера МЭС дежурный подстанции включает выключатели линий.

Если система (секция) шин напряжение не принимает, дежурный подстанции, по распоряжению диспетчера МЭС осматривает все оборудование находящееся в зоне действия ДЗШ и выводит (локализует) поврежденный элемент.

2.2. Действием ДЗШ, АПВ системы (секции) шин неуспешное.

- По распоряжению диспетчера МЭС дежурный подстанции осматривает все оборудование распредустройства входящее в зону действия ДЗШ.

- При отсутствии видимых признаков повреждения дежурный подстанции по распоряжению диспетчера МЭС включает выключатель линии которым осуществляется АПВ шин.

- При успешном взятии системы (секции) шин под напряжение выключателем линии, по распоряжению диспетчера МЭС дежурный подстанции включает ШСВ (СВ), АТ (Т).

- Диспетчер МЭС сообщает диспетчеру энергоснабжающей компании о готовности системы (секции) шин к включению на нее выключателей линейных присоединений.

- По распоряжению диспетчера МЭС дежурный подстанции включает выключатели линий.

- При неуспешном взятии под напряжение системы (секции) шин дежурный подстанции по распоряжению диспетчера МЭС повторно осматривает оборудование распредустройства входящее в зону действия ДЗШ.

Решение о повторной подаче напряжения на систему (секцию) шин принима-

ет главный инженер, зам. главного инженера по оперативной части Донбас-

ской ЭС.

2.3. Действием ДЗШ с успешным АПВ (АСДАР отсутствует).

- По распоряжению диспетчера МЭС дежурный подстанции включает ШСВ(СВ), АТ (Т).

- Диспетчер МЭС сообщает диспетчеру энергоснабжающей компании о готовности системы (секции) шин к включению на нее выключателей линейных присоединений.

- По распоряжению диспетчера МЭС дежурный подстанции включает выключатели линий.

2.4. Действием УРОВ.

- Дежурный подстанции по световым табло ГЩУ и блинкерам защит определяет присоединение с неотключившимся выключателем, предпринимает попытку его доотключения ключем управления с ГЩУ.

- Независимо от положения выключателя, по распоряжению диспетчера МЭС дежурный подстанции осматривает все оборудование ячейки присоединения неотключившегося выключателя и о результатах осмотра докладывает диспетчеру МЭС.

- При необходимости вывода в ремонт отказавшего выключателя дежурный запрашивает у диспетчера МЭС, в чьем управлении находится ВЛ вывод АПВ или снятие напряжения (при успешном АПВ) с противоположной стороны, проверяет отключенное положение выключателей всех присоединений и отключает шинный разъединитель присоединения вызвавшего работу УРОВ.

- Подать напряжение на обесточенную систему (секцию) шин и включить выключатели всех присоединений в соответствии с п.п. 2.1.

2.5. Действием резервных защит прилегающей сети (Отказ в работе

релейной защиты одного из присоединений, отказ в работе ДЗШ,

отказ в работе УРОВ, и т.д.).

- Диспетчера ЭС, МЭС, энергоснабжающей компании, НСС анализируют работу РЗА и определяют поврежденный элемент эл. сети (ВЛ, тр-р, ТН и т.д.), и локализуют поврежденный элемент (участок) в соответствии с оперативной принадлежностью.

В соответствии с п.2.1. включают в работу систему (секцию) шин и линии.

3. Действия оперативного персонала при обесточении системы (секции) шин 35 кВ и ниже подстанций 220 кВ и выше ЭС.

3.1. Действием ДЗШ, АПВ (АВР) системы (секции) шин не работало.

- По распоряжению диспетчера МЭС дежурный подстанции включает выключатель присоединения, которым осуществляется АПВ (АВР) в соответствии с Приложением №1.

- При успешном взятии системы (секции) шин под напряжение выключателем присоединения которым осуществляется АПВ (АВР), дежурный подстанции включает выключатель ШСВ(СВ), АТ(Т) по распоряжению диспетчера МЭС.

- Диспетчер МЭС сообщает диспетчеру энергоснабжающей компании о готовности системы (секции) шин к включению на нее выключателей линейных присоединений.

- По распоряжению диспетчера МЭС дежурный подстанции включает выключатели линий.

Если система (секция) шин напряжение не принимает, дежурный подстанции, по распоряжению диспетчера МЭС осматривает все оборудование находящееся в зоне действия ДЗШ и выводит (локализует) поврежденный элемент.

3.2. Действием ДЗШ, АПВ (АВР) шин неуспешное.

- По распоряжению диспетчера МЭС дежурный подстанции осматривает все оборудование распредустройства входящее в зону действия ДЗШ.

- При отсутствии видимых признаков повреждения дежурный подстанции по распоряжению диспетчера МЭС включает выключатель присоединения которым осуществляется АПВ (АВР) шин.

- При успешном взятии системы (секции) шин под напряжение дежурный подстанции включает ШСВ (СВ), АТ(Т).

- Диспетчер МЭС сообщает диспетчеру энергоснабжающей компании о готовности системы (секции) к включению на нее выключателей отключившихся линий.

- По распоряжению диспетчера МЭС дежурный подстанции включает выключатели линий.

- При неуспешном взятии под напряжение системы (секции) шин дежурный подстанции по распоряжению диспетчера МЭС повторно осматривает оборудование распредустройства входящее в зону действия ДЗШ.

Решение о повторной подаче напряжения на систему (секцию) шин принимает руководство МЭС.

3.3. Действием резервных защит прилегающей сети (отсутствие ДЗШ,

отказ в работе ДЗШ, отказ в работе защит присоединений и т.д.).

- Диспетчера МЭС, энергоснабжающей компании анализируют работу РЗА и определяют поврежденный элемент эл. сети (линия, система (секция) шин, ТН и т.д.) и локализуют поврежденный элемент (участок) в соответствии с оперативной принадлежностью.

- В соответствии с п. 3.1. включают в работу систему шин (секцию) шин и линию.

4. Действия оперативного персонала при обесточении системы (секций) шин 110 кВ и выше ТЭС.

4.1. Действием ДЗШ, АПВ системы (секции) шин не работало.

- Начальник смены станции (НСС) (НСЭ) включает выключатель линии, которым осуществляется АПВ в соответствии с Приложением № 1. Предварительно убедившись в отключенном положении выключателей блоков (турбогенераторов).

- При успешном взятии системы (секции) шин под напряжение выключателем линии НСС (НСЭ) включает ШСВ (СВ), АТ(Т).

- По распоряжению диспетчера, в чьем управлении находится линия, НСС (НСЭ) включает выключатели отходящих линий.

Если система (секция) шин напряжение не принимает НСС (НСЭ) осматривает все оборудование, находящееся в зоне действия ДЗШ и выводит (локализует) поврежденный элемент в соответствии с действующими правилами выполнения оперативных переключений в электроустановках.

4.2. Действием ДЗШ, АПВ системы (секции) шин неуспешное.

- По распоряжению диспетчера, в чьем управлении находится линия, НСС (НСЭ) включает выключатель линии, которым осуществляется АПВ в соответствии с Приложением № 1. Предварительно убедившись в отключенном положении выключателей блоков (турбогенераторов).

Дальнейшие действия при успешном или неуспешном взятии под напряжение системы (секции) шин в соответствии с п. 4.1.

4.3. Действием ДЗШ с успешным АПВ (АСДАР отсутствует).

- НСС (НСЭ) включает ШСВ (СВ), АТ(Т).

- По распоряжению диспетчера, (в чьем управлении находится линия) НСС (НСЭ) включает выключатели линий.

4.4. Действием УРОВ.

- НСС (НСЭ) по световым табло ГЩУ и блинкерам защит определяет присоединение с неотключившимся выключателем, предпринимает попытку его доотключения ключем управления с ГЩУ.

- Независимо от положения выключателя НСС (НСЭ) осматривает все оборудование ячейки присоединения неотключившегося выключателя и о результатах осмотра докладывает диспетчеру ЭС, энергоснабжающей компании.

- При необходимости вывода в ремонт отказавшего выключателя НСС (НСЭ) запрашивает у диспетчера энергоснабжающей компании, в чьем управлении находится ВЛ, вывод АПВ или снятия напряжения (при успешном АПВ) с противоположной стороны, проверяет отключенное положение выключателей всех присоединений и отключает шинный разъединитель присоединения вызвавшего работу УРОВ.

- Подать напряжение на обесточенную систему (секцию) шин в соответствии с п. 4.1.

4.5. Действием резервных защит прилегающей сети (отказ в работе

релейной защиты одного из присоединения, отказ в работе ДЗШ,

отказ в работе УРОВ и т.д.)

- НСС (НСЭ), диспетчера ЭС, МЭС, энергоснабжающей компании анализируют работу ДЗШ и определяют поврежденный элемент (участок) в соответствии с оперативной принадлежностью.

- В соответствии с п. 4.1. вводят в работу систему (секцию) шин и линии.

5. Действия оперативного персонала при обесточении системы (секции) шин 110 кВ потребительских подстанций 220 кВ (ЛИП, ДМЗ).

5.1. Действием ДЗШ, АПВ системы (секции) шин не работало.

- По распоряжению диспетчера энергоснабжающей компании, в чьем управлении находится ВЛ, дежурный подстанции включает выключатель линии, которым осуществляется АПВ в соответствии с Приложением №1.

- При успешном взятии системы (секции) шин под напряжение выключателем линии по распоряжению диспетчера энергоснабжающей компании дежурный подстанции включает выключатели ШСВ (СВ), АТ(Т), отходящих линий.

Если система (секция) шин напряжение не принимает, дежурный подстанции по распоряжению диспетчера энергоснабжающей компании осматривает все оборудование, входящее в зону ДЗШ и выводит (локализует) поврежденный элемент, и вводят в работу систему (секцию) шин.

5.2. Действием ДЗШ, АПВ системы (секции) шин неуспешное.

- По распоряжению диспетчера энергоснабжающей компании дежурный подстанции осматривает все оборудование распредустройства входящее в зону действия ДЗШ.

- При отсутствии видимых признаков повреждения дежурный подстанции по распоряжению диспетчера энергоснабжающей компании включает выключатель линии, которым осуществляется АПВ.

- При успешном взятии системы (секции) шин под напряжение выключателем линии, по распоряжению диспетчера энергоснабжающей компании дежурный подстанции включает ШСВ (СВ), АТ(Т), отходящие линии.

- При неуспешном взятии под напряжение системы (секции) шин дежурный подстанции по распоряжению диспетчера энергоснабжающей компании повторно осматривает оборудование распредустройства входящее в зону действия ДЗШ.

5.3. Действием ДЗШ с успешным АПВ (АСДАР отсутствует).

- По распоряжению диспетчера энергоснабжающей компании дежурный подстанции включает ШСВ, АТ(Т), отходящие линии.

5.4. Действием УРОВ.

- Дежурный подстанции по световым табло ГЩУ и блинкерам защит определяет присоединение с неотлючившимся выключателем, производит попытку его доотключения ключем управления с ГЩУ.

- Независимо от положения выключателя по распоряжению диспетчера энергоснабжающей компании дежурный подстанции осматривает все оборудование ячейки присоединения неотключившегося выключателя и о результатах осмотра докладывает диспетчеру энергоснабжающей компании.

- Дежурный подстанции по распоряжению диспетчера энергоснабжающей компании проверяет отключенное положение выключателей всех присоединений обесточенной системы (секции) шин и выводит в ремонт выключатель присоединения вызвавшего работу УРОВ с соблюдением правил и порядка оперативных переключений.

- Подать напряжение на обесточенную систему (секцию) шин и включить выключатели всех присоединений в соответствии с п. 5.1.

5.5. Действием резервных защит прилегающей сети (отказ в работе

релейной защиты одного из присоединений, отказ в работе ДЗШ,

отказ в работе УРОВ и т.д.)

- Диспетчер энергоснабжающей компании, дежурный подстанции, диспетчер ЭС анализируют работу РЗА и определяют поврежденный элемент эл. сети (ВЛ, трансформатор, ТН и т.д.) и локализуют поврежденный элемент (участок) в соответствии с оперативной принадлежностью.

В соответствии с п. 5.1. включают в работу систему (секцию) шин и линии.

6. О порядке выявления разрушительных процессов в маслонаполненных трансформаторах тока и напряжения и

действия оперативного персонала.

Внутренние повреждения маслонаполненных трансформаторов тока и напряжения приводят к тяжелым последствиям вследствие пожара и выделения продуктов горения.

1.Признаками начала развития повреждения измерительных трансформаторов являются:

- несимметричное снижение напряжений Uф, Uл;

- повышенное или хаотическое изменение напряжения 3Uо;

- перегорание вставок на стороне высокого напряжения;

- недопустимый нагрев трансформатора;

- потрескивание и шум внутри трансформатора;

- наличие течи из трансформатора или выводов;

- запах гари или появление дыма из трансформатора;

- наличие искр или разряда между выводами и корпусом;

- возникновение устойчивой помехи в.ч. каналов;

- пуски регистраторов аварийных параметров «Рекон» или осциллографов;

- срабатывание сигнализации устройств контроля при неисправности цепей напряжения на панелях дистанционных защит.

1.1. При наличии признаков повреждения ТН необходимо сообщить вышестоящему оперативному лицу, если данное оборудование находится в его оперативном ведении или управлении.

1.2. Перевести цепи напряжения защит и учета электроэнергии на другой ТН. Перевод выполняется согласно местным инструкциям по устройствам РЗА.

1.3. Принять срочные меры к отключению ТН вплоть до погашения системы шин, не допуская создания феррорезонансного контура.

1.4. При обнаружении повреждения ТТ следует отключить присоединение для ремонта. При повреждении ТТ в цепи блока, необходимо по возможности разгрузить блок и с разрешения диспетчера отключить его.

2. При возникновении разрушительных процессов в измерительных трансформаторах з а п р е щ а е т с я:

- производство осмотра ТН и ТТ;

- нахождение людей в РУ;

- выполнение неаварийных переключений коммутационными аппаратами, работ и переключений в цепях РЗА.

3. Следует помнить, что повреждения в цепях ТН, влекут за собой неправильные показания приборов. Они могут повлечь за собой аварию или работу оборудования в недопустимом режиме или ложно укажут на аварийное состояние установки, которого в действительности нет. Это в свою очередь может повлечь за собой неправильные действия дежурного персонала.

4. При повреждении ТТ возможна как ложная работа релейной защиты, так и ее отказ, повреждение изоляции из-за перегрева и, как следствие, повреждение ТТ и возникновение КЗ.

5. Срабатывание ИДК «Рекон» по фактору 3Iо, 3Uо.

Оперативному персоналу при срабатывании ИДК «Рекон» (отсутствие на объекте персонала службы РЗА, в ночное время, праздничные и выходные дни) по фактору 3Iо, 3Uо при отсутствии повреждений в прилегающей сети «скачать» осциллограмму и проанализировать шлейфы 3Iо, 3Uо и выявить ТН или присоединение (ТТ) с измененными параметрами. Доложить руководству МЭС и специалистам по принадлежности. Измерительный трансформатор немедленно вывести из работы.