+7 (351) 215-23-09




Шафигулин А. Г.

Аркалий Григорьевич Шафигулин, генеральный директор ЭСК «Южуралстройсервис», более 20 лет посвятил коммунальной сфере. Прошел трудовой путь от сварщика до генерального директора управления жилищно-коммунального хозяйства, удостоен правительственного звания «Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

На фоне перемен последних лет, произошедших в нашей жизни, жилищно-коммунальное хозяйство области претерпело не столь значительные изменения. Особое беспокойство вызывает состояние коммунальной энергетики. Уровень потерь топливно-энергетических ресурсов в коммунальной энергетике значительно превосходит соответствующие показатели промышленно развитых стран. Оценки здесь следующие:

  • отсутствие индивидуальных средств учета потребления тепла и воды не стимулирует экономию ресурсов как у поставщиков, Так и у потребителей, что приводит к завышению счетов за потребленные ресурсы до 10—20%, а в ряде случаев и более;

  • отсутствие индивидуальных средств регулирования потребления тепла приводит к понижению комфортности и потерям тепла до 10%;

  • негерметичность окон, подъездов, наличие тепловых щелей, мостов в стенах домов, несовершенная вентиляция дают до 15% потерь;

  • потери в теплотрассах составляют до 10—20%.

В итоге при расчетах за потребленные ресурсы мы оплачиваем 30—40 процентов потерь!

Коммунальные услуги стоят дорого. В областном бюджете на 1998 г. дотации на теплофикацию составляют 26%, а это 939 млн руб.

Вывод очевиден — пора наводить порядок. Но как? Административные меры в традиционном виде себя исчерпали. Настало время применять новые организационные и технико-экономические подходы.

В основе ведения жилищно-коммунального хозяйства в промышленно развитых странах лежит принцип повышения его эффективности на основе широкого использования энергосберегающих технологий в сочетании с материальной заинтересованностью работников и жильцов.

Сбережение энергии представляет собой выгодный бизнес. Подсчитано, что рубль, вложенный в энергосбережение, дает 2-3 рубля экономии. Поэтому в промышленно развитых странах одинаковое внимание уделяется как развитию мощностей, генерирующих энергию, так и выполнению энергосберегающих мероприятий на стороне потребителей. На Западе существуют специальные энергосервисные компании (ЭСКО), специализирующиеся на энергосберегающих работах. При этом под энергосервисом понимаются работы, выполняемые на стороне потребителей (в жилищно-коммунальном секторе), приводящие к обеспечению требуемого уровня комфортности и обладающие энергосберегающим эффектом. ЭСКО фактически берет на себя обслуживание энергетического хозяйства потребителей на договорной основе. Прибыль ЭСКО напрямую зависит от величины полученного энергосберегающего эффекта, поэтому ЭСКО заинтересованы в качественном выполнении работ на стороне потребителей. Отсутствие в России энергосервисных компаний является одной из причин низкой энергетической эффективности нашего жилищно-коммунального хозяйства.

АУЖКХ треста 42 одним из первых в Челябинской области среди жилищных организаций начало осваивать новые методы работы, основанные на повышении эффективности энергетических объектов и инженерной инфраструктуры в подведомственном ему жилом фонде.

Начальным этапом работ явилась установка средств учета потребления тепловой энергии и воды в жилых домах. Это заложило основу дальнейшего внедрения энергосберегающих технологий. Коммерческий учет потребленных жильцами ресурсов позволил точно и объективно наладить оценку эффективности энергосберегающих мероприятий. При этом каждый работник знал, что если он добьется экономии ресурсов, пусть даже самыми простыми средствами: отремонтирует кран, сменит вентиль, устранит течь, утеплит двери, и это снизит платежи потребителей, то часть экономии — его премия.

Результаты не замедлили сказаться. В 1997 г. платежи за тепло по АУЖКХ по сравнению с 1996 г. (с учетом инфляции и ростом тарифов) снизились на 20%, по отдельным домам экономия достигла 40%. Экономия воды достигла 15%, а по отдельным потребителям до 40%.

Существующая система централизованного отопления жилых домов не рассчитана на индивидуальное регулирование потребления тепловой энергии. У нас резко континентальный климат. Перепад температур в течение суток может составлять 5-10 °С. Тепловые сети не могут отработать эти изменения температуры. Регулирование подачи тепла вручную неэффективно. Поэтому АУЖКХ треста 42 взяло курс на внедрение автоматизированных систем диспетчерского управления. Каждая такая система может обслуживать квартал домов. Она позволяет точно регулировать подачу тепла в жилые дома с целью обеспечения комфорта вне зависимости от погодных условий. Такая система разработана для АУЖКХ треста 42 выпускниками Южно-Уральского государственного университета, внедрена на одном из объектов и проходит опытную эксплуатацию.

Будущее теплоснабжения домов видится в применении автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с использованием пластинчатых теплообменников.

Пластинчатые теплообменники позволяют создавать автономную тепловую систему дома, способную значительно повысить надежность теплоснабжения, его качество и эффективность. Автономная тепловая система дома лучше регулируется, а это значит, что повысится комфортность в помещениях. Ее легче обслуживать, в ней легче поддерживать требуемые технические параметры, а это увеличивает срок службы и сокращает эксплуатационные расходы.

Повышение автономности систем теплоснабжения домов представляется основным направлением развития теплоснабжения жилого сектора. Это определяется и экономическими, и техническими причинами. Экономические причины ясны - централизованное теплоснабжение требует больших капитальных вложений. В настоящее время таких инвестиционных средств нет. Поэтому развитие идет по пути малозатратных, быстро окупающихся проектов. Так, в настоящее время разработаны высокоэффективные автономные газовые котельные, обладающие высоким КПД и низким уровнем загрязняющих выбросов. Тарифы на тепловую энергию автономных газовых котелен на 20-40% ниже существующих тарифов на тепловую энергию от централизованных источников. Поэтому применение автономных газовых котельных с различными способами установки (индивидуальными, крышными) будет в обозримом будущем расширяться.

Решить поставленные задачи невозможно без международного сотрудничества. К сожалению, отечественные разработки значительно уступают передовым зарубежным образцам в области техники теплоснабжения и водоснабжения. Так, западные теплообменники при той же тепловой мощности имеют в 2-5 раз меньший объем, КПД — 95-99%, ремонт их значительно проще и сводится к промывке и замене пластин, в то время как отечественные теплообменники, как правило, требуют капитального ремонта. В этих условиях АУЖКХ треста 42 налаживает тесное сотрудничество с передовыми западными фирмами.

Заключено соглашение со шведской фирмой «Альфа-Лаваль», которая занимает ведущие позиции в мире по производству пластинчатых теплообменников и индивидуальных тепловых пунктов. В настоящее время установлено около 200 изделий на объектах Челябинска, села Миасского, городов Верхнего Уфалея и Златоуста.

Высокое качество теплообменников, энергосберегающий эффект от их применения обуславливают постоянный спрос на эти изделия.

Осуществляется демонстрационный проект по внедрению западного опыта работы с потребителями тепловой энергии и воды совместно с фирмой "Рааб Кархер Энергосервис". Суть его заключается в том, что в качестве эксперимента в отдельных домах АУЖКХ устанавливаются средства учета потребления ресурсов данной фирмы. Ведется сравнительный анализ показателей, взятых с так называемой экспериментальной площадки, и энергозатрат в обычных жилых домах. Одновременно ведется работа по адаптированию зарубежных методов расчета с потребителями применительно к нашим условиям.

Является интересным опыт фирмы "Рааб Кархер" по использованию так называемых пропорционаторов. Дело в том, что системы теплоснабжения во многих наших домах не приспособлены для ведения поквартирного учета потребления тепла. Технически учет возможен только для отдельных зданий. При этом возникает задача правильного распределения счетов между потребителями в зависимости от потребленной энергии. Эту задачу решают специальные приборы - пропорционаторы.

АУЖКХ треста 42 считает перспективным внедрение пропорционаторов для индивидуального коммерческого учета потребления тепла. В выставочном зале АУЖКХ треста 42 можно приобрести пропорционаторы, пройти обучение по их использованию и оформить сервисное обслуживание.

Чтобы снизить нерациональное потребление энергии, индивидуальный потребитель должен не только располагать информацией о количестве потребленной энергии, но и иметь возможность регулировать ее потребление. Этой цели служат например, радиаторные терморегуляторы датской фирмы "Danfoss". Термостаты устанавливаются на нагревательные приборы и позволяют устанавливать вручную необходимую температуру отпуска тепла. В отличие от обычных вентилей они автоматически стабилизируют подачу тепла на заданном уровне. С этой точки зрения термостаты лучше вентилей, так как стабилизируют заданный уровень комфортности независимо от изменяющихся условий.

Здесь необходимо отметить, что используемая в отечественных тепловых системах запорно-регулирующая арматура давно уже морально устарела. Она имеет низкую эксплуатационную надежность. Весь мир пользуется шаровой запорно-регулирующей арматурой, которая более надежна в эксплуатации. Шаровая запорно-регулирующая арматура допускает широкий выбор вариантов исполнения. Это не только создает необходимое разнообразие и удобства, но и позволяет экономить ресурсы.

Понимая всю важность задачи внедрения современной техники в жилищно-коммунальное хозяйство, АУЖКХ треста 42 организовало Центр энергосбережения. Задачами Центра являются пропаганда энергосберегающей техники и технологий в ЖКХ, организация выставок и поставок энергосберегающего оборудования. Центр имеет выставочный зал, в котором можно познакомиться с современным энергосберегающим оборудованием и при желании заказать его. Опытные специалисты обеспечат необходимыми консультациями, ответят на все вопросы.

Одним из перспективных направлений работы нашего управления является реконструкция устаревшего жилого фонда, в частности, домов первых массовых застроек 40—50-х годов. Особенности нашего варианта реконструкции - комплексный, поквартальный подход, а не выборочный, по отдельным жилым зданиям. Реконструкция предусматривает обязательное благоустройство внутриквартальных дворов с созданием современных детских площадок и посадкой зеленых насаждений. При этом используются конструкции существующих фундаментов, сохраняются коммуникации инженерного обеспечения. Инвестирование до 80 процентов осуществляется за счет населения, а остальное — за счет бюджетных средств.

Разработан бизнес-план на пять лет по реконструкции двадцати восьми жилых зданий, при этом должен быть получен прирост комфортного жилья улучшенной планировки в объеме 28 тысяч квадратных метров общей площади.

Данный проект получил высокую оценку в Госстрое России, а также в Главстрое администрации области.

АУЖКХ треста 42 надеется внести свой вклад в реализацию коммунальной реформы. Мы исходим из того, что средства, вложенные в работы, должны приносить исполнителю выручку, превышающую затраты. При этом прибыль за вычетом всех издержек и налогов должна обеспечивать дальнейшее развитие работы. Нужны точки роста. Однако, в наших специфичных российских условиях работать рентабельно чрезвычайно сложно. Для этого необходимы бюджетное кредитование и организация возврата бюджетных средств, вложенных в работы по линии ЖКХ. К сожалению, этого добиться весьма трудно.

Понятно, что денег в бюджете не хватает - кругом неплатежи, взаимозачеты. Но именно в этих условиях нужно активно браться за энергосбережение в коммунальной сфере. Сейчас же снижение бюджетных расходов в результате энергосберегающих мероприятий никак не влияет на их финансирование. Они продолжают финансироваться на общих условиях, хотя принесли реальную прибыль в бюджет.

Одной из точек роста является организация услуг энергосервиса населению и организациям бюджетной сферы. В этом смысле наше арендное предприятие выступает демонстрационной зоной федерального значения по отработке технико-экономического механизма энергосбережения. Программа, которая осуществляется на нашей "демонстрационной площадке", уникальна. Она принята в рамках международной программы "Энергоэффективность - 2000", реализуемой Европейской экономической комиссией ООН, и одобрена Европейским банком реконструкции и развития.

Наш эксперимент имеет двойной эффект. Эффект государственный - экономится до 40 процентов тепловой энергии, воды. Если пересчитать на масштабы всего коммунального хозяйства Челябинска, то можно вздохнуть с облегчением и не строить новые ТЭЦ, не опустошать водоемы, уменьшить потребление газа, угля, электричества. Эффект второй - личностный. Каждая семья, включенная в эту программу, уменьшает коммунальные платежи. Это как раз тот случай, когда интересы государства и личности совпадают.

Чтобы реализовать намеченные программы в жилищно-коммунальной сфере, необходима соответствующая нормативноправовая поддержка. Ситуация в этой сфере в Челябинской области начинает меняться в сторону обеспечения правовой базы жилищной реформы и повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства. Приняты областная программа развития жилищно-коммунального хозяйства области до 2005 г., областная программа установки средств учета потребления энергетических ресурсов и воды для объектов бюджетной сферы. Принято постановление Губернатора Челябинской области об энергетических обследованиях организаций. Законодательное собрание Челябинской области приняло постановление о введении услуг энергосервиса населению и организациям бюджетной сферы. Формируются областная и городская программы энергосбережения. В целом можно считать, что благоприятная нормативно-правовая база развития работ в жилищно-коммунальной сфере формируется.

В этих условиях свою основную задачу АУЖКХ треста 42 видит в максимальном повышении эффективности работ, проводимых в жилищно-коммунальной сфере на основе снижения расходов населения, городского и областного бюджетов на потребляемые топливно-энергетические ресурсы при повышении качества предоставляемых услуг.

А. Г. Шафигулин






Дополнительно по теме: