Отсутствие государственной энергетической политики и монопольное владение энергетическими сетями в России начинает приносить свои нежелательные плоды. Застройщики, прежде всего — в столице, сталкиваются с проблемами энергоснабжения объектов и пытаются решить их за счет нетрадиционных проектов, требующих серьезного анализа оправданности в каждом конкретном случае. Парадоксальность положения, в которое попадает застройщик, приступая к проектированию системы электроснабжения на возводимом объекте, поможет проиллюстрировать три нижеследующие ситуации.

Ситуация № 1

Как известно, земля в г. Москве очень дорогая, а строительство очень прибыльно. Получив право на землю, застройщик хочет ее максимально использовать под коммерческое строительство. Расчеты энергопотребления производятся после разработки общей концепции или уже в процессе строительства. После обращения в электроснабжающую компанию застройщик вынужден сделать выбор из трех вариантов: согласиться на невыгодные условия, прекратить строительство комплекса или строить собственную электростанцию. Если он отважится на последний вариант, воплощать задуманное опять возможно тремя способами: строить электростанцию на собственной территории в ущерб коммерческой площади, строить на чужой территории за дополнительные деньги или строить электростанцию на крыше собственного здания.

На практике существуют и другие варианты. Например, строительство электростанции на паях с другими застройщиками и владельцем энергетической сети. Так, в настоящее время компания «АЭС» работает с одним крупным застройщиком в Москве, и на рассмотрении находятся семь комплексов в разных районах общей электрической мощностью 25 МВт. В такой ситуации строительство одной электростанции мощностью 30-50 МВт является наиболее рациональным шагом. Парадокс в том, что такой вариант был бы выгоден абсолютно всем, но в реальной жизни все обстоит несколько иначе.

Ситуация № 2

Дефицит электроэнергии на электростанциях и ограничения в электрических сетях приводят к тому, что в г. Москве и Московской области крайне тяжело получить разрешение на присоединение к электрической мощности. Стоимость выполнения условий на присоединение соизмерима со стоимостью строительства собственного источника энергоснабжения. Денежные средства, полученные за подключение к электросетям, складываются из двух составляющих — прямые поступления в бюджет электроснабжающей организации и средства, потраченные на строительство дополнительных электросетей. Прямые поступления в бюджет электроснабжающей организации должны квалифицироваться как инвестиционные вложения в строительство электрогенерирующих мощностей, и в идеале инвесторы должны стать акционерами энергетической компании соизмеримо своим вложениям. Однако на практике до строительства новых генерирующих мощностей средства не доходят и растворяются в общем котле. При этом существующие крупные электростанции крайне неэффективны с точки зрения энергосбережения, прежде всего вследствие низкого электрического КПД (потери на источнике) и удаленности от конечного потребителя (потери при транспортировке).

Складывается еще одна парадоксальная ситуация — в большинстве случаев средства, полученные от заказчиков новых объектов на увеличение генерирующих мощностей, до строительства новых мощностей не доходят или инвестируются в заведомо неэффективные мероприятия (строительство сетей до крупных электростанций).

Как выход из данной ситуации обычно рассматривается вариант строительства локальных высокоэффективных комбинированных источников энергоснабжения. Однако на пути реализации такого проекта возникают все те же непреодолимые жизненные сложности.

Ситуация № 3

Получить технические условия на параллельную работу с сетью электрогенерирующих установок невозможно, а если возможно, то не выгодно. Льготные тарифы на топливо для РАО «ЕЭС России» исключают возможность конкуренции в поставке электроэнергии с подразделениями, входящими в его состав. Трудности в получении технических условий на подключение к «газовой трубе» и других разрешений отбивают последнее желание строить электростанции.

Происходит подмена ценностей, впрочем, это относится не только к энергетике, но и ко всей промышленности России: вместо того чтобы всячески способствовать развитию энергетики и промышленности (или как минимум не мешать), ведутся разговоры об иностранных инвестициях.

В ответ, несмотря ни на что, наиболее решительные застройщики берут инициативу в свои руки. Подтверждением тому является всплеск запросов в компанию «АЭС» на строительство мини-ТЭЦ. К сожалению, в г. Москве большинство запросов предусматривает строительство мини-ТЭЦ на кровле здания.

Основным весомым аргументом в пользу такого строительства является экономия площади застройки объекта. Второй аргумент — не нужно строить дымовую трубу от уровня земли.

При этом застройщиками никак не учитываются аргументы против строительства мини-ТЭЦ на кровле здания:

  • моральный ущерб жителям жилого комплекса или сотрудникам офисного центра от близости энергетического объекта;
  • сложность организации эксплуатации и технического обслуживания оборудования, находящегося на кровле здания;
  • снижение экологической и промышленной безопасности для объекта в целом;
  • значительные дополнительные весовые нагрузки на здание;

Необходимость корректировки строительного и архитектурного проектов здания для размещения мини-ТЭЦ на кровле.

Для лучшего понимания вопроса стоит ознакомиться с массогабаритными характеристиками наиболее типичных электрогенерирующих установок на природном газе.

По сути дела, мини-ТЭЦ электрической мощностью 6 МВт и тепловой мощностью 10 МВт на крыше жилого дома — это 150 т работающего железа над головой респектабельных жителей, бегающие эксплуатационные работники во время внештатных ситуаций и прочие атрибуты действующей электростанции. Этой информации достаточно, чтобы хорошо задуматься, прежде чем планировать размещение энергетического объекта повышенной опасности на крыше общественного или жилого здания.

В принципе нельзя совсем уж отрицать целесообразность строительства мини-ТЭЦ на крыше здания. Но в каждом конкретном случае необходимо тщательно рассматривать все аспекты, прежде чем принимать окончательное решение.

Возможно, ситуация в энергетике изменится с выходом Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям».