Для вертикального и горизонтального перемещения грузов служат мостовые электрические краны. Обычно они представляют собой прочную металлическую ферму, располагаемую поперек здания цеха, опирающуюся на концах ходовыми колесами на подкрановые рельсовые пути, проложенные вдоль здания. Ферма может перемещаться по подкрановым путям вдоль цеха. Для этого кран оборудуется электроприводом перемещения с реверсивным управлением. Вдоль самой фермы по рельсам перемещается тележка, оборудованная грузоподъемной лебёдкой. Механизмы подъема и перемещения тележки также имеют реверсивные электроприводы. Перемещение фермы и тележки крана в концах рельсовых путей ограничено установкой концевых выключателей нажимного действия или бесконтактных. Таким же образом ограничивается перемещение грузозахватного устройства крана.

Для управления приводами крана (приводы могут быть переменного и постоянного тока) применяют контроллеры, а также различную коммутационную и защитную аппаратуру. Аппаратура управления и защиты конструктивно выполняется и виде типовых комплектных панелей и шкафов.

Ток к электроприводам кранов подводят с помощью троллейных устройств или гибких кабелей, собранных петлями на роликовых подвесках. Все проводки прокладывают так, чтобы (защитить их от механических повреждений. Открытые токопроводящие части электрооборудования ограждают в соответствии с ПТБ и ПТЭ.

Все электроприводы крана имеют тормозные устройства, автоматически стопорящие вал электродвигателя при его отключении (одновременно с включением электродвигателя тормоз освобождает его вал).

Электромеханические пружинные тормоза
Рис. 141. Электромеханические пружинные тормоза с короткоходовым электромагнитом постоянного тока (а) и с электрогидравлическим толкателем (б):
1, 5 — рычаги; 2 — шток; 3 — пружина: 4 — скоба; 6, 12 — приводы; 7 — шайба; 8 — шкив электродвигателя; 9 — колодка тормозов; 10 — коромысло; 11 — шток; 13 — цилиндр.

Распространены колодочные тормоза с электромагнитным приводом и с приводом от электрогидротолкателя (рис. 141). Колодки 9 тормозов при отсутствии на приводах (6, 12) напрягший прижаты к шкиву 8 электродвигателя и надежно исключают возможность его вращения. Действие приводов основано на дополнительном сжатии между скобой 4 и шайбой 7, разжимающей пружины 3, за счет чего конец штока 2 освобождается и рычаги 1, 5 с колодками расходятся.

Электрогидротолкатель представляет собой масляный лопастной насос, создающий давление в цилиндре 13 под поршнем. давящим на шток 11. Усилие штока сжимает пружину тормоза через коромысло 10. Насос приводится в движение асинхронным короткозамкнутым двигателем 12, включающимся одновременно с главным электродвигателем.

Оператор из кабины, расположенной под фермой на одном из ее концов, управляет механизмами крана. Электрооборудование размещают на ферме крана в местах, удобных для обслуживания.

Для обеспечения безопасности обслуживания на дверцах люка и кабины предусмотрены блокировки безопасности в виде концевых выключателей. При открывании люка или кабины электрооборудование, расположенное на ферме, автоматически отключается.

Внешний вид и схема управления электротельфера
Рис. 142. Внешний вид (а) и схема управления (б) электротельфера:
1 — электроталь; 2 — ходовая тележка; 3 — балка; 4 — концевой выключатель подъема; 5 — крюк.

Электротельферы (рис. 142, а) — это компактные электролебедки (электротали), подвешенные на ходовой тележке к жестко закрепленной или подвижной несущей балке, полки которой используются как пути для тележки. Электротельферы на подвижной балке называют кран-балками. Кран-балки оборудуют механизмом перемещения с отдельным электроприводом. Для перемещения кран-балок на опорных конструкциях укладывают подкрановые пути из прокатных профилей.

Электрооборудование тельфера состоит из двух электродвигателей приводов подъема М1 и перемещения М2 и аппаратуры управления (рис. 142, б). Каждый из двигателей управляется по реверсивной схеме непосредственного пуска. Двигатель подъема оборудован электромагнитным тормозом ЭТ.

Перемещение электротельфера ограничивается концевым выключателем Q. Напряжение к катушкам контакторов П, С, В, Н подается через рубильник QS и плавкие предохранители F. Управление осуществляется сдвоенными кнопками «Подъем», «Спуск», «Вперед», «Назад», установленными на подвесной кнопочной станции. Чтобы держать двигатель во включенном состоянии до конца операции, кнопка должна быть нажата. С отключением кнопки электротельфер отключается от сети.

Сроки периодических осмотров и ремонтов электрооборудования грузоподъемных машин осуществляются в соответствии с рекомендациями Правил технической эксплуатации и Госгортехнадзора.

Осмотр и ремонт электрооборудования грузоподъемных машин должен проводиться при полностью отключенных механизмах. При осмотрах, регулировках и ремонтах электрооборудования на грузоподъемных механизмах электромонтеры должны пользоваться защитными средствами (диэлектрические перчатки, галоши, коврики, инструмент с изолированными ручками).

При осмотре электрооборудования грузоподъемных механизмов обращают внимание на исправность конечных выключателей и тормозных устройств, ограничителей грузоподъемности и сигнализации, ограждений токопроводящих частей; на исправность коллекторов, контактных колец и щеток крановых электродвигателей, контроллеров и аппаратуры управления, ограждений вращающихся частей и т. д.

Не реже одного раза в год замеряют сопротивления изоляции электропроводки грузоподъемных механизмов, которое должно быть не менее 0,5 МОм.