Подшипник — элемент опоры вала, воспринимающий от него нагрузки и обеспечивающий возможность его вращения. В технике находят применение два типа подшипников, различающихся видом трения: подшипники качения и подшипники скольжения.

Подшипники качения
Рис. 87. Подшипники качения в переднем (а) и заднем (6) щитах:
1 — подшипниковый щит; 2 — уплотнитель; 3 — передняя крышка; 4 — корпус; 5 — наружное кольцо; 6 — тело качения; 7 — внутреннее кольцо; 8 — вал; 9 — задняя крышка.

Подшипники качения (рис. 87) представляют собой два стальных кольца различного диаметра, расположенных концентрически, между которыми равномерно по окружности размещаются тела качения. Внутреннее кольцо подшипника устанавливается на вал с натягом, а наружное кольцо — в подшипниковый щит с подвижной посадкой.

По воспринимаемой нагрузке различают радиальные, упорные и радиально-упорные подшипники. В зависимости от нагрузки форма тел качения может быть шариковой, цилиндрической, конусной, игольчатой. Подшипники со сферическими телами качения называются шариковыми, остальные — роликовыми. Для смазки подшипников качения применяют консистентные (нежидкие) составы, которые не требуют сложных уплотнений и частой замены. Большой срок службы, высокая надежность, малые потери на трение, простота эксплуатации обусловливают широкое применение подшипников качения в электрических машинах малой и средней мощностей.

Подшипник скольжения
Рис. 88. Подшипник скольжения:
1 - винт крепления втулки; 2 — корпус; 3 — втулка; 4 - антифрикционный сплав; 5 — маслосборная канавка; 6 — кольцевая канавка; 7 — отверстие —масло-сток; 8 — смазочная канавка; 9 — смазочное кольцо; 10 — масляный резервуар; 11 — масло-спускпая пробка.

Подшипник скольжения (рис. 88) представляет собой втулку 3, установленную и закрепленную винтом 1 в корпусе 2. Внутренняя поверхность втулки покрыта слоем из антифрикционного сплава 4 баббита (сплава на основе олова или свинца с добавлением сурьмы и меди). Во втулке имеется прорезь для смазочного кольца 9, верхняя часть которого лежит на расположенной в прорезе шейке вала, а нижняя погружена в масло. Перед установкой вала вкладыш тщательно пришабривают, обеспечивая прилегание вала к вкладышу с заданным зазором. Втулка может быть целой или разъемной.

Смазкой подшипников скольжения служат жидкие смазочные масла. Смазка в тихоходных машинах наносится на трущиеся поверхности с помощью смазочных колец 9, установленных непосредственно на вал в прорезях вкладыша. Диаметр колец больше диаметра вала, так что внизу они охватывают весь вкладыш. Под вкладышем размещается масляный резервуар 10, в который опущен нижний край колец. Кольца вращаются под действием сил трения вместе с валом и наносят на него смазку. Смазка растекается вдоль вала по винтовым канавкам вкладыша. В быстроходных машинах масло под вал подается под давлением' специальным масляным насосом.

Для предохранения растекания масла вдоль вала по втулке используют маслосборные канавки 5, сообщающиеся с резервуаром 10 посредством отверстий-маслостоков 7. Из рисунка видно, что распределительная смазочная канавка 8 не доходит до канавок 5 и, следовательно, масло не циркулирует по канавкам, а попадает в зазор между шейкой вала и втулкой. Кольцевая канавка 6 в корпусе подшипника, в которую вкладывают уплотняющую фетровую шайбу, служит для предохранения от попадания масла на обмотку и внутрь электромашины. Для слива масла служит маслоспускная пробка 11.

При небольших нагрузках на вал подшипники конструктивно совмещаются с подшипниковыми щитами. В центральной части щита для этой цели предусматривается цилиндрическая расточка с крышками для установки подшипников качения или отливается букса для запрессовки вкладыша. В нижней части буксы имеется масляный резервуар.

Подшипники скольжения, отличающиеся способностью воспринимать очень большие усилия и устойчивостью к ударным нагрузкам, применяются в электрических машинах большой мощности.